0
0

Ваша корзина пуста!

Рост популярности удовых (и ориентальных в целом) ароматов в странах, где потребление уда не является исторически обусловленным и традиционным. Считается, что удовый бум начался в первые годы XXI века (2001-2005) с ароматов Montale Paris — первой марки, представившей удовые ароматы в Европе. 

В 2016 году профессионалы индустрии отмечают сокращение интереса потребителей к удовым ароматам, хотя и не констатируют полное его угасание. 

Удовые ароматы — парфюмерные композиции, основным и самым очевидным аккордом которых является нота уда. 

Уд — материал, получаемый из экссудата, образующегося на древесине аквиларии (алойное, удовое, агаровое дерево) в местах поражения паразитарным грибком. Фактически уд можно считать бальзамом, который растение выделяет для залечивания ран, нанесенных паразитом. Сама древесина аквиларии имеет довольно нейтральный, невыразительный запах, хотя и он также используется иногда при создании духов (обозначается “oud wood”), правда, он не имеет почти ничего общего с запахом уда. К тому же требуется довольно много времени, чтобы зараженное растение начало выделять бальзам в нужном и целесообразном для переработки количестве. 

Самые ценные источники уда — старые деревья, и их возраст в некоторых случаях может превышать даже сто лет. К тому же этот ресурс исчерпаемый — деревья не могут жить вечно и производить бальзам, к тому же паразит со временем приводит растение к смерти. Этот факт делает сырье, получаемое из бальзама, чрезвычайно ценным парфюмерным ингредиентом, к тому же довольно редким. Несмотря на то, что дикие деревья аквиларии до сих пор служат источником уда, производители парфюмерии начали высаживать плантации и культивировать растение для увеличения выработки материала. Да, грибком-паразитом дерево также заражается искусственным способом, вручную. 

Запах уда сложно назвать простым, однозначно понятным и приятным. Ольфакторные характеристики четко определяют его к древесной парфюмерной группе, но также и к анималистической. Животный, даже фекальный запах вообще служит одним из показателей качества материала, получаемого из бальзама. К тому же он становится тем сильнее, чем больше времени хранится масло. Вообще, в случае с удом работает тот же принцип, что и, например, с пачулями: чем больше времени прошло, тем ценнее становится продукт, так как приобретает слитность, крепость, благородство запаха, в нём могут появиться новые оттенки и измениться уже существующие. 

Помимо древесного и животного оттенков, уд имеет медовые, дымные и «сырные» (ферментированные) грани. В этом запахе можно обнаружить намёки на ветивер и пачули, а также почувствовать сладковато-табачный нюанс подсушенного сена. При этом древесные и животные тона однозначно доминируют. В зависимости от места произрастания, климатических условий и времени выдержки готового материала различаются ольфакторные характеристики уда, а также определяются степени качества и ценности, от которых зависит и стоимость продукта на рынке. Самые ценные образцы могут достигать цены в 60 тысяч евро за килограмм. 

Уд — традиционный для арабского Востока парфюмерный материал, который используется с давних времён. На его основе изготавливают как масляные духи (аттары и мухаллаты), так и благовония-бахуры для ароматизации помещений. Свой характер натуральный уд раскрывает полностью только при высокой температуре воздуха, к тому же арабские страны имеют отличную от европейской культуру, в том числе и культуру потребления духов, и воспринимают запах уда иначе — их не отталкивает его острый фекально-сырный запах. Возможно, именно поэтому уд долгое время не появлялся на европейском рынке. И лишь в конце 2000-х годов произошла его экспансия. 

Восточная парфюмерия, прежде чуждая европейцам (в том числе из-за особенностей климата), стала чрезвычайно популярна, благодаря бренду Montale, который сегодня считают первым, кто показал Европе и России удовые ароматы. Однако редкость и цена натурального сырья привели к тому, что уд так и не покинул Восток. То, что мы считаем и называем удом сегодня в духах — в основном синтетические и полусинтетические базы, разработанные крупными производителями для того, чтобы утолить жажду брендов в удовых ароматах. «Жажда» — вполне подходящее слово. В начале 2010-х годов в европейской парфюмерии наступил «удовый бум». Буквально каждый нишевый бренд выпускал удовые ароматы или даже целые коллекции. В люксовый сегмент эта мода проникла тоже, хотя и не стала трендом (считается, что первым люксовым ароматом на тему уда стал M7 Yves Saint Laurent). В сфере же нишевой парфюмерии увлечение удом стало практически глобальным: появлялись даже целые марки, в название которых было вынесено слово «уд». Среди них, например, итальянский бренд House of Oud, тайский Feel Oud и другие. И никто из них не использовал в своих ароматах натуральный уд. Более того, некоторые арабские бренды (уже существующие или совсем новые) стали делать спиртовую парфюмерию (сами они пользоваться ею не могут по религиозным соображениям) на тему уда и были целиком ориентированы на европейскую аудиторию.